РУС БЕЛ ENG

Профилактика сексуального насилия

Гораздо легче предотвратить сексуальное насилие в отношении вашего ребёнка, чем испытывать
глубочайшее чувство вины за то, что не уберегли его.
Родители должны знать, что:
1. Жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики.
2. Насилие может совершаться в отношении детей всех возрастов, включая и детей до 1 года.
3. В 85-98% случаев дети знакомы с насильником. И не просто знакомы, а часто испытывают к нему
чувство любви и доверия.
4. Чаще всего насилие происходит в доме жертвы, либо в доме насильника.
5. Насильником может быть человек любого возраста, любой расы и любого социального положения.
6. Сексуальное насилие ничего общего не имеет со страстью, это проблема власти.
Защитить детей от сексуального насилия - одна из главных задач родителей.
1. Контролируйте игры детей, чтобы знать, где они и что они делают. Не разрешайте играть при
закрытых дверях, если вы не уверены в ком-либо из детей.
2. Желательно, чтобы ребёнок не купался в ванной с другими детьми и не спал в одной кровати с кем-
либо. Также предпочтительно, чтобы ребёнок спал в комнате один.
3. Нельзя давать возможность детям подавлять младших или уязвимых детей.
4. Нельзя держать в доме откровенно сексуальные материалы.
5. Взрослые должны быть наедине в ванной или спальне. В доме должны быть установлены четкие
правила о вхождении ребёнка и спальню к взрослым (например, стук в дверь). Если взрослые собираются
заняться сексом, они должны принять меры, чтобы дети не могли войти или наблюдать их частично раздетыми,
или откровенно разыгрывать сексуальное поведение, когда это могут видеть дети.
6. Взрослые должны быть скромны при детях. Нельзя ходить раздетыми или обнажёнными, если дети
находятся рядом. Однако совершенно нормально, если вы показываете доброе отношение друг к другу.
7. Не разрешайте ребёнку спать или купаться в ванне со взрослыми.
8. Взрослые должны научить ребенка соблюдать эти правила. Важно, чтобы и дети, и взрослые
соблюдали их.
Распознание сексуального насилия над ребенком
Характер травм и заболеваний:
- повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы;
- следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;
- наличие заболевания, передающегося половым путем;
- беременность;
- недержание кала ("пачкание одежды"), энурез;
- нервно-психические расстройства;
- психосоматические расстройства.
Особенности психического состояния и поведения ребенка
Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные
для более младшего возраста);несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также
сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.
Дети младшего возраста: резкое ухудшение успеваемости; невозможность сосредоточиться;
несвойственные возрасту знания в половых вопросах, сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное
поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками;
деструктивное поведение; мастурбация.
Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; затруднения с половой
идентификацией; сексуализированное поведение; угрозы или попытки самоубийства; употребление
алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе
сексуальное) по отношению к более слабым.
Как показывает практика, в 80% случаев сексуальное насилие над ребенком совершается его родственником
или знакомым.
Данная форма насилия из всех его видов заслуживает в дополнение к вышесказанному более глубокого
рассмотрения, для принятия в повседневной практике мер профилактики, выработки
настороженности и тактики соответствующего поведения у родителей, а также самих детей.
Действия родителей по предотвращению сексуального насилия по отношению к ребенку
Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях общества, причем значительно
чаще, чем принято считать.
Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит постепенно, а не является
однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. Причем насильник всегда значительно
старше, сильнее, и жертва находится в зависимости от него.
Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением его от необдуманных контактов
с посторонними людьми, но этого все-таки может оказаться недостаточно, чтобы избежать сексуального
насилия: в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний, а человек, которого ребенок знает,
зависит от него, доверяет ему или даже любит.
Многие жертвы не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми, а некоторые из них не
рассказывают никогда.
Рассказать кому-либо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим причинам:
- угрозы со стороны насильника;
- насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, и ребенок может жалеть его;
- жертва может считать себя виновной в насилии;
- ребенок любит насильника или нуждается в нем;
- пострадавший может быть заинтересован в особом внимании, которое ему уделяет насильник;
- ребенок не понимает, что то, что с ним делают - плохо;
- несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.
Дети должны знать о сексуальном насилии. Все дети по характеру доверчивы и открыты. Их учат быть
послушными и не задавать вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически и эмоционально, поэтому
им приятно внимание любого взрослого. Эти обстоятельства делают их легкой добычей взрослых
насильников, которым зачастую не приходится прибегать к прямому насилию, чтобы добиться своей цели:
подарков, хитрости, угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.
Что должны знать дети, чтобы защитить себя?
Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной
ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно
важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации,
угрожающей его безопасности.
Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не
позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже
маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы.
Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают.
Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье
ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо
объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не может
прикасаться к ней без его согласия и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других
людей.
Необходимо научить ребенка:
- доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом, он сможет распознать возможную опасность и
избежать ее;
- уметь различать хорошие, плохие и смущающие прикосновения.
При этом следует объяснить, что:
- хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок любит, или как дружеские
рукопожатия;
- плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания, от которых хочется
избавиться, и которые могут ранить душу;
- смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают непривычное волнение.
Ими могут быть прикосновения, которые начинаются как хорошие, а потом причиняют боль. Например,
щекотка, продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей,
которых ребенок знает недостаточно хорошо, или "тайные" прикосновения, когда кто-то трогает интимные
части тела.
Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают его, ребенок должен:
- громко сказать "нет", глядя прямо в глаза тому, кто это делает;
- убежать;
- рассказать обо всем взрослому, которому доверяет.
Ребенку необходимо разъяснить, что, хотя воспитанные дети и должны уважать взрослых, не следует
подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания. Иногда
это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека.
Нужно научить ребенка твердо говорить "нет" в случае любого посягательства на его неприкосновенность
так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется в ванной.
Родителям
необходимо поддерживать
со своими детьми доверительные отношения.
Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок может свободно обсуждать со
взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого,
если он этого не хочет: эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть
неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие как
выражение теплых чувств.
От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно, слушать детей, когда они
рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях,
страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это одно из наиболее
важных условий, которые помогают избежать беды.
Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая
взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.
Взаимоотношения с посторонними
Ребенок может попадать в опасные ситуации при контактах с посторонними. В каждой семье должны быть
установлены правила безопасности, которые помогут детям избежать беды, когда они остаются дома одни
или же находятся вне его:
- входная дверь должна быть захлопнута и закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже
если это почтальон, милиционер или водопроводчик;
- самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, может быть фраза, что мама и папа
заняты, вместо того, чтобы говорить звонящему, что родителей нет дома;
- несовершеннолетний должен знать, кому из друзей или соседей он может позвонить в отсутствие
родителей и взрослых, если он испугается или окажется в критической ситуации;
- рядом с телефонным аппаратом следует поместить номера телефонов экстренных служб;
- нужно научить ребенка пользоваться телефоном-автоматом, знать номер домашнего телефона и почтовый
адрес;
- если ребенок регулярно ходит в определенные места (школа, магазин, спортивная секция и т.п.),
необходимо вместе с ним выбрать наиболее безопасный маршрут;
- выручает и использование в семье пароля безопасности. При этом важно выбрать легко запоминающееся
слово, которое несовершеннолетний будет использовать в качестве сигнала, что он оказался в опасности и
нуждается в помощи и пр.
Что должны знать взрослые в случае жестокого обращения с детьми
Педагогические работники при возникновении подозрения на насилие должны:
1. Постараться поговорить с самим ребенком, внимательно выслушать его. Верьте ребенку, если он Вам
открылся, и окажите ему поддержку. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его
эмоциональных и поведенческих особенностей.
2. В обязательном порядке поговорить с родителями или лицами, их заменяющими.
3.Обратиться в травмпункт или другое медицинское учреждение для регистрации полученных повреждений.
4. Подключить к решению проблемы милицию или прокуратуру.
5. Обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим
педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.
Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует
незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с
самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими
родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с
условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в
специальный дневник.
Во-вторых, подключить к работе психолога, социального педагога, будучи готовым к тому, что виновники
насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не
желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее.
Предпринятые педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.
Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети
могут обманывать, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает
расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить
жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет
право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения
времени общения с определенным лицами и др.
Условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия,
является доверие, а также формирование чувства безопасности.
Прежде чем расспрашивать ребенка о произошедшем насилии, необходимо установить с ним
контакт. Создать доверительные отношения. Ребенок будет более откровенным, сообщит больше
подробностей, если будет доверять своему собеседнику. Ребенку будет легче рассказывать, если он
будет воспринимать специалиста как доброго, заботящегося о нем и внимательного собеседника.
Существуют различные пути,
чтобы начать беседу:
• маленьким детям можно предложить игру и вместе поиграть; через некоторое время можно задать общие
вопросы о семье, друзьях и т. д.
• с более старшими детьми целесообразно поговорить на нейтральные темы: школа, хобби, свободное время,
семья.
Трудность заключается в том, что ребенку тяжело выразить словами все то, что с ним произошло. Он точнее
и легче выразит это своим поведением, действиями. Менее травматично выразит все в игре.
Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с
жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать
вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления.
Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько
правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием
проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием,
особенно если насильник – близкий родственник или педагог.
Беседуя с ребенком,
важно учитывать следующее:
1. Прежде всего, важно оценить собственное отношение к данной проблеме, к насилию и к сексуальному
насилию, в частности. Взрослый, у которого есть собственные проблемы, связанные с сексуальной жизнью,
может столкнуться со значительными трудностями в беседе с ребенком, он с трудом вызовет его доверие и в
итоге вряд ли сможет ему помочь.
2. Необходимо обратить внимание на речь ребенка. Часто язык, которым жертва насилия описывает
произошедшее, шокирует взрослых, выходит за рамки приличий. Если специалист хочет достигнуть
поставленной цели, он должен принять язык ребенка и в разговоре с ним использовать те же слова и
названия, которые использует сам ребенок.
• говори обо всем, что случилось; при беседе с ребенком нельзя давать две противоречивые инструкции
одновременно:
• не говори неприличных слов.
3. Необходимо собрать информацию о ребенке, его семье, интересах, ситуации насилия. Однако во время
беседы с ребенком следует использовать только те сведения, которые сообщает сам ребенок, ни в коем
случае не оказывая на него давление намеками на то, что специалист «все знает и так».
4. Утверждения, вопросы, вербальные и невербальные реакции взрослого должны быть лишены всякого
оценочного отношения.
5. Специалист, который намеревается проводить беседу с жертвой насилия, должен быть готов затратить на
это столько времени, сколько потребуется, иногда это может происходить в течение нескольких часов.
6. Ребенок, как правило, ничего не сообщит о насилии, если беседа с ним будет проходить там, где насилие
было совершено. Место, где проводится беседа, должно быть удобным для длительной работы, приятным и
комфортным для ребенка.
7. Речь взрослого, тон его голоса должен быть легким и деловым. Также не следует навязывать ребенку
усиленный и непрерывный контакт глазами — это может его напугать. Кроме того, важно чутко
откликаться на приемлемую для ребенка дистанцию между взрослым и ребенком.
8. Необходимо избегать прикосновений и таких форм телесного контакта, как поглаживание руки, трепание
по волосам, прижимание к себе, которые дают хороший эффект при установлении контакта в обследованиях
и беседах по другим поводам. В случае совершение сексуального насилия это может напугать ребенка.
9. Во время рассказа ребенка нельзя перебивать, корректировать его высказывания, задавать вопросы,
которые предполагают вполне определенные ответы.
10. Нельзя давать обещаний и говорить ребенку «Все будет хорошо», поскольку воспоминания о насилии и,
возможно, судебное разбирательство, вряд ли будут приятны ребенку.
11. В отдельных случаях необходимо заранее определить, кто будет беседовать с ребенком: мужчина или
женщина, это зависит от того, кто был насильником. Если специалист чем-то напоминает насильника, это
может значительно осложнить беседу.
Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе
беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель , педагог-психолог,
социальный педагог и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их директору
школы. В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо
срочно направить к врачу (в школьный медпункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о
произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, администрация учреждения образования должна
сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования, Министерство образования и науки и в
комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти.
Для пресечения жестокого обращения с детьми социальный педагог должен тесно сотрудничать с
различными структурами. Социальному педагогу необходимо совместно с участковым или инспектором
обследовать жилищно-бытовые и материальные условия проживания семей, где совершается насилие,
чтобы выявить тех детей, которые не обеспечены необходимыми условиями воспитания. Если же получены
сведения о фактах насилия над детьми, то для получения более полной информации следует направлять
запрос в отдел профилактической работы ОВД о наличии в банке данных на этих лиц, за возможные
нарушения (привлечение к административной ответственности, наличие судимости и т.д.).
Оценка состояния
детей – жертв
физического насилия должна включать:
 анамнез;
 данные физического обследования;
 протокол рентгеновского исследования;
 исследование системы свертывания крови;
 цветные фотографии;
 данные обследования братьев и сестер;
 официальное медицинское заключение;
 характеристику поведения пострадавшего;
 оценку развития ребенка.
Особое значение в этих случаях придается акту обследования семьи членов комиссии
педагогического расследования, медико-социальному патронажу, выполняемому медицинскими
работниками по месту жительства пострадавшего.
Осмотр ребенка по любому поводу (при обращении родителей, профилактический осмотр и
другие), требует от врача настороженности в отношении рассматриваемой проблемы, поскольку
предоставляется реальная возможность даже при отсутствии жалоб увидеть первые признаки
насилия.
В случае возникновения подозрения на унижение ребенка в семье,
с ним врач обязан незамедлительно, прежде всего:
- поставить в известность о своих предположениях службу защиты детей;
- обеспечить госпитализацию каждого ребенка, подвергшегося жестокости и нуждающегося в
защите, на период первичного обследования;
- проинформировать родителей о диагнозе;
- сообщить правоохранительным службам о полученных ребенком травмах.
Предотвратить насилие и жестокое обращение
с детьми и подростками
способны следующие меры:
- обучение будущих родителей методам ненасильственной педагогики и оказание психолого-
педагогической помощи нуждающимся в этом семьям. Следует побуждать взрослых внимательно
относиться к потребностям детей, при необходимости проводя коррекцию завышенных ожиданий
и снижая потолок требований родителей, моделировать позитивные подходы к ребенку предлагая
варианты решения возникающих проблем;
- систематическое освещение в средствах массовой информации проблемы насилия над детьми с
целью воздействия на общественное мнение и трансформации стереотипов воспитания;
- разработка действенной процедуры и реального механизма защиты прав и интересов ребенка по
личному обращению;
- создание системы взаимодействия учреждений здравоохранения, образования, органов
внутренних дел и социальной защиты населения для оказания помощи детям, страдающим от
семейного насилия;
- усиление контроля за выявлением и учетом детей школьного возраста, не посещающих или
систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных
учреждениях;
- формирование безопасной образовательной среды, в том числе посредством стимулирования
педагогических работников к переосмыслению профессиональных и личностных ценностей, а
также оказания психологической и иной поддержки педагогам, испытавшим ранее жестокое
обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к учащимся;
- активное внедрение в школьную практику новейших педагогических технологий,
психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности
школьников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;
-формирование у детей правовой грамотности в отношении преступлений против личности,
расширение социально-психологической компетентности.
- обучение несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от агрессии
окружающих, а также для налаживания партнерских отношений со сверстниками и в будущей
собственной семье.