РУС БЕЛ ENG

РОДИТЕЛЯМ

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Зачем развивать мелкую моторику у ребенка-дошкольника"

«Зачем развивать мелкую моторику у ребенка-дошкольника"

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский

 

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Остановимся на одном из аспектов этой проблемы - развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степенисформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от пальцев. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и развитии речи. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу - развивайте его руки: пальцы и кисти.

 

Что такое пальчиковые игры?

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами.

Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку–белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода взрослые могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

 

Рекомендации к проведению пальчиковых игр:

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить ребенка к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями, растиранием.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности все пальцы руки.

6. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

7. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном четко, без лишних слов, при необходимости ребенку оказывается помощь.

8. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движении на другое.

9. При повторных проведениях игры дети начинают произносить текст частично. Постепенно текст разучивается полностью, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

11. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

 

Развитию мелкой моторики рук способствуют следующие занятия:

1. Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет выводить свои первые буквы и слова.

2. Лепка. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка, особенно для развития мелкой моторики рук.

3. Игры с бумагой. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием симметрии. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание фигурок в стиле оригами.

4. Изготовление поделок из природного материала. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, обратите его внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите ребенку увидеть в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке – сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из природного материала.

5. Графические упражнения. Эти занятия помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук.

6. Шитье, вязание, плетение. Аккуратно шить, вязать, плести из ниток ребенок может научиться в более старшем возрасте, но элементарную ловкость в обращении с иголкой, спицами и нитками можно развивать уже сейчас. Не спеша, одно за другим, покажите ребенку все движения. Дайте ему повторить их несколько раз самостоятельно. Каждое занятие должно проходить под непосредственным контролем взрослого.

7. Игры с пазлами, мозаикой, конструктором.

8. Выкладывание букв, цифр, орнаментов из различных материалов. Это занятие требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по образцу.

9. Летом на даче. Расскажите ребенку, какими ловкими станут его ручки, если он будет помогать родителям в прополке грядок, сборе ягод, уборке территории (мелких камешков, палочек и палочек)

свернуть

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Вежливость-это важно»

«Вежливость-это важно».

Старшая группа

Мы все знаем, что дошкольный возраст - это период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.

 

На этом этапе взросления психика дошкольника податлива и эластична. В эти годы ребёнок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать. Именно в дошкольные годы закладываются в уме и сердце ребёнка нравственные чувства. В это время родители должны воспитать в ребёнке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям.

 

Одной из важных задач на данном этапе является задача овладения основами культуры поведения, формирование привычки вежливого отношения к окружающим. В младшем дошкольном возрасте у детей воспитываются навыки вежливости, бытовой культуры, совместной игры. В среднем дошкольном возрасте — вырабатывается привычка постоянно выполнять данные правила: здороваться, прощаться, благодарить за услуги и т.д.

 

Что же такое «Вежливость»?

Вежливость – это нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.

 

С тем, что вежливость – это очень важное качество культурного человека, пожалуй, согласятся многие мамы и папы. Часто родители в своих мечтах представляют детей настоящими маленькими «леди» и «джентльменами».

Но, не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет.

 

Обучая детей правилам вежливости шаг за шагом, надо проявлять уважение к другим людям своими поступками и своими словами, например, со взрослыми не говорят так, как с приятелями; надо с уважением относиться к имуществу потому, что оно им дорого и они будут огорчены, если его кто-то испортит.

 

Когда же можно начинать прививать малышу нормы вежливости?

Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, огромен: от крохотного малыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости.

 

Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди.

 

Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. «Шаблон вежливости» – это стиль отношений в семье. Поэтому главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми.

 

Памятка для родителей Как помочь ребёнку быть вежливым

1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.

2. Убедите окружающих ребёнка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.

3. Покажите ребёнку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребёнка, например, «дай мне», без слов «пожалуйста».

4. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидаясь, когда об этом вспомнит ребёнок.

5. Вместе с ребёнком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т. п.

6. Учите вежливости вежливо!

 

Памятка для родителей «Как научить ребёнка не перебивать взрослых»

Заранее договоритесь с ребёнком о том, что когда к вам придёт гость и вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет в своей комнате. Объясните, что сейчас Вы заняты. Запомните то, что ребёнок хочет вам сказать, затем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребёнка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать.

1. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. д.

2. Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас» — может стать поистине волшебной.

3. Будьте примером для ребёнка и не прерывайте чужой разговор без необходимости.

4. Учитывайте возраст: чем младше ребёнок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.

5. Хвалите ребёнка за то, что он нашёл, чем ему заняться, когда Вы были заняты разговором.

6. Сами никогда не перебивайте ребёнка!

свернуть

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Принципы воспитания без наказаний и крика»

«Принципы воспитания без наказаний и крика»

Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда разъяренная мать кричит на ребенка прямо посреди улицы. В этот момент всем проходящим мимо становится неловко и обидно за малыша. Или как мы будем себя чувствовать, если узнаем, что учитель в школе кричит на детей? Многие в такой ситуации будут добиваться его увольнения или любого другого наказания. Между тем, в минуты гнева мы сами нередко срываемся на крик, объясняя это тем, что наше терпение кончилось.

 

Конечно, воспитание детей – процесс невероятно трудоемкий. С рождением ребенка жизнь его мамы и папы изменяется кардинально, они больше не могут делать множество вещей, которые так нравились им раньше, но вынуждены постоянно контролировать свое чадо. Кроме того, постоянно накапливаемая усталость, бессонные ночи, однообразная жизнь – все это чрезвычайно утомляет молодых родителей и нередко заставляет повышать голос.

 

Большинство мам и пап, однако, попросту не задумываются, что происходит в этот момент с ребенком, и как он себя чувствует. Выплеснув свои негативные эмоции, они начинают сильно переживать и обещать, что это был последний раз, но через несколько дней или часов все возвращается на круги своя. Попробуем разобраться, можно ли воспитать ребенка без крика, и как сказать ему нужную информацию так, чтобы он услышал.

 

Почему нельзя кричать на ребенка?

Прежде чем повысить голос, обязательно вспомните, как воспитывали вас самих. Если ваша мать или отец постоянно срывались на крик, попробуйте прочувствовать заново, как это было. Между тем, именно такие родители, на которых в детстве много и часто кричали, в большинстве случаев позволяют себе повышать голос на своего малыша.

 

У мам и пап, которые росли в атмосфере взаимной любви и уважения, как правило, даже не возникает вопроса, можно ли кричать на детей. Ведь они прекрасно понимают, как можно наладить общение с ребенком, не повышая голоса, а также не обижая и не оскорбляя его по пустякам.

 

Кричать на детей нельзя по нескольким причинам:

Во-первых, сбрасывая свою негативную энергию посредством крика, вы сами не замечаете, что отдаете ее всем окружающим. Таким образом, маленький ребенок, на которого орут, получает порцию негативных эмоций, с которыми, в силу возраста, он еще не умеет справляться. Такие дети могут замкнуться в себе, стать злыми, агрессивными, у них начинают формироваться комплексы. Впоследствии все это будет мешать им полноценно развиваться и взрослеть.

 

Во-вторых, практически все дети просто не воспринимают информацию, когда она подана в виде крика. Малыши просто боятся разъяренную маму или отца и ждут, когда же это закончится. Таким образом, кричать на детей еще и попросту бессмысленно.

 

Нередко женщины замечают, что их муж кричит на ребенка. В такой ситуации необходимо остановить отца и постараться донести до него, что этим он ничего не добьется.

 

Некоторые родители, напротив, начинают позволять своему чаду абсолютно все. Это тоже неправильно, ведь в этом случае из вашего ребенка вырастет эгоистичный и избалованный подросток, которому будет очень тяжело в жизни. Старайтесь никогда не забывать, что ваш ребенок - личность, и относитесь к нему так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам самим. В случае непослушания малыша необходимо отвлечь на что-то более интересное, а за любой проступок стоит не наказывать, а спокойно объяснять, что ребенок сделал не так и как ему следует поступить в следующий раз.

 

Итак, каковы же принципы, лежащие в основе воспитания?

 

Требования должны быть конкретными, а не общими.

Ребенок лучше поймет нас, если мы доходчиво объясним, чего конкретно от него мы хотим. К примеру, бесполезно требовать от малыша «быть аккуратным»; лучше сказать, что прежде чем идти на улицу, нужно собрать кубики.

 

Хвалите поведение, а не ребенка.

Похвала должна быть адресована не самому ребенку, а его действиям, К примеру, вместо того, чтобы сказать: «Ты так тихонечко сидишь. Умница». Похвалите ребенка так: « Я рада, что ты сидишь тихо». То же самое касается и осуждения. Запомните: мы хвалим или осуждаем не ребенка, а его поведение.

 

Хвалите до тех пор, пока хорошее поведение не станет нормой.

Похвала напоминает ребенку, что он поступает правильно, что вы ждете от него такого поведения, она укрепляет понятие о «хорошем поведении» и поощряет желание и впредь вести себя именно так.

 

Избегайте конфликтов.

Можно использовать прием «Таймер» для избежания конфликта. «Таймер»- это мотивационный прием, который задействует естественное стремление ребенка быть во всем первым. Заведите часы (будильник, таймер) на то время, к которому нужно выполнить задание, и скажите, что нужно одеться (раздеться, доесть кашу и т.д) до того, как прозвучит сигнал». Дети обожают выигрывать и поэтому будут стараться выполнить задание как можно быстрее. Использование данного приема поможет избежать конфликта, так как ситуацию контролируете не вы, а часы. К примеру, с помощью таймера вы сможете уложить малыша спать быстро, без лишних слез и капризов.

 

Будьте поблизости.

За детьми нужно тщательно присматривать, поскольку в противном случае можно упустить из виду и не скорректировать важные аспекты поведения.

 

Не напоминайте ребенку об ошибках.

Не возвращайтесь к обсуждению прошлых ошибок и капризов. Постоянные напоминания вызовут у ребенка только обиду и протест. Что было, то было вспоминая прежние ошибки, малыш сосредоточен на том, как не нужно делать .Нужно помочь ребенку стать лучше, объяснив, что надо делать и как поступать.

 

Наказания и крик - плохие помощники в воспитании, они оказывают нам медвежью услугу... Они научат малыша прямо противоположному:

- кричать;

- драться;

- быть трусом;

- бояться;

- стыдиться;

- срывать злость на других.

 

Воспитание должно основываться на вере в то, что в детях изначально заложено стремление к добру, желание быть хорошими и послушными. Мы оцениваем и пытаемся изменить к лучшему не детей, а их поведение.

 
свернуть

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»

 

«Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»

Вопрос воспитания у детей любви к родной деревне и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.

Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

 

Всё начинается с семьи, с её традиций.

Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

С чего необходимо начинать? Конечно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.

Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…).

Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.

Очень полезно рассматривать с детьми семейные альбомы. Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.

Ребёнку необходимо знать свой домашний адрес, телефон.

Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?

Многие родители интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/сада.

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? А насколько вы знаете историю своего города?

Основная цель - пробудить у дошкольников чувство любви к своему родному краю, уважение к его традициям и обычаям, истории.

Знакомство с родной деревней в детском саду осуществляется через разные формы работы с детьми: экскурсии и пешие прогулки, посещение разных достопримечательностей, дидактические игры, занятия и викторины, выставки. Однако этого мало. Здесь нам нужна ваша помощь.

Просим вас, гуляя по улицам агрогородка Микуличи, обращать внимание на красоту домов и зданий,  особенности природы, на то, как люди украшают родную деревню (клумбы с цветами, фасады зданий, магазинов), заботятся о его привлекательности и чистоте.

Уважаемые родители! Помните, что знакомство с родным краем:

- расширяется кругозор детей,

- формируется интерес к прошлому и настоящему,

- развивает воображение и фантазию,

- приобщает к культуре,

- развивает потребность в самостоятельном освоении окружающего мира,

- развивает познавательную активность.

Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес

свернуть

ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ?

Составными компонентами психологической готовности к школе являются: личностная, волевая и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность ребёнка к школе выражается его отношением к учебной деятельности, к учителю, к самому себе.

Родителям полезно знать, чем привлекает их ребёнка школа: «У меня будет новый рюкзак и красивый пенал», «В школе учится Катя, а она моя подруга». Желание сменить обстановку, внешние атрибуты школьной жизни старшему дошкольнику действительно кажутся заманчивыми. Важно, чтобы школа влекла ребёнка и своей главной деятельностью – учёбой. Бывают случаи, когда ребёнок не хочет идти в школу. Причиной подобного поведения, как правило, является результат ошибок воспитания детей, а именно запугивание детей школой.

Поэтому намного разумнее сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, к книге. С этой целью используется совместное семейное чтение художественной литературы, организуется для ребёнка книжный уголок в семье, взрослые устраивают совместный просмотр телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением. Родители рассказывают о своих любимых учителях, показывают детям свои школьные фотографии, грамоты; знакомят детей с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчёркивается значение учения; создают условия для игры в школу и непосредственно участвуют в ней, например, в роли учителя.

Волевая готовность ребёнка к школе.  В школе ребёнка ждёт напряжённый труд, ему необходимо умение делать не  только то, что хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Для этого необходимо выработать волевые качества, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, память, мышлением. Формирование волевых качеств в дошкольном детстве происходит через игровую деятельность. Учитывая роль игры в формировании личности ребёнка, родители, например, во время уборки квартиры обыгрывают ситуацию и превращают пол в палубу корабля. В другие дни квартира может стать местом тренировки для полёта в космос, где взрослые выступают в роли тренера. В игре легче осуществить переход с одного вида деятельности на другой.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Чтобы ребёнок не утратил любознательности, взрослые должны всегда отвечать на вопросы, какими бы сложными они не казались. Если своим сниманием взрослый поддерживает интерес к познанию, то он будет развиваться и дальше. Родителям нужно включать ребёнка в осмысленную деятельность, в процесс которой он мог бы находить всё новые и новый свойства предметов, научился бы замечать их сходства и различия.

 

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу.

 

1.Своё имя, фамилию и отчество.
2. Свой возраст (желательно и дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Название своего града и его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой ребёнок живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей и их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать народные сказки.
13. Знать великих поэтов и писателей.
14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право – лево, верх - низ).
16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
17. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
18. Различат гласные и согласные звуки.
19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов по количеству гласных звуков.
20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.
21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контору предмет).
22. Владеть карандашом: рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различать предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
24. Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (30-35 минут).
25. Сохранять хорошую осанку, особенно в положении сидя.

 

Консультация для родителей

старшего дошкольного возраста на тему:

"Подготовка детей к школе"

 

Для успешного учения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные их возрасту трудовые обязанности, несли за их выполнение ответственность. Старшие дошкольники могут накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, стирать мелкие вещи, присмотреть за младшим братишкой или сестренкой, кормить рыб, птиц, котенка, щенка, поливать цветы и т. д. Эти поручения должны быть постоянными. Родители не должны делать за детей то, что те забыли или не захотели выполнить.

Практика показывает, что если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они научились управлять своим поведением в учебной деятельности: могли без особого труда переключиться с интересной игры на не всегда увлекательные уроки, без напоминаний выполняли указания учителя.

Как относиться к затруднениям, с которыми дети сталкиваются при выполнении различных поручений, заданий?

У некоторых детей такое столкновение влечет за собой потерю интереса к тому делу, которым они занимались. При этом настоятельные требования взрослых довести работу до конца могут вызвать отрицательное отношение к любым заданиям или натолкнут детей на попытку делать все кое-как. И то и другое может пагубно сказаться на привычках детей.

Конечно, взрослому легче выполнить за ребенка какую-то часть работы, чем заставить его самого достичь конечного результата. В этом случае также допускается серьезная ошибка. С одной стороны, детям подается пример безответственного отношения к порученному делу, выполнение которого они могут прекратить в любой момент, с другой — в них укрепляется неуверенность в своих силах. Кроме того, дети привыкают, что родители сделают трудную работу за них.

Формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности — важная задача, стоящая перед родителями. Для этого необходимы соответствующие условия. Ребенка ничто не должно отвлекать. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий взрослые смотрят телевизор, слушают радио или громко разговаривают.

Многое зависит от настроя детей на предстоящее дело и от того, как они подготовили свое рабочее место.

Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он вынужден будет поминутно отвлекаться: карандаш плохо заточен, ластика нет, лист бумаги не устраивает. В результате ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершенным.

Отношение взрослых к делам детей также имеет значение. Если дошкольники видят серьезное, внимательное, тактичное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение родителей к процессу и результатам их деятельности, то они сами с ответственностью относятся к ней.

Методы работы с детьми, стимулирующие детскую деятельность, разнообразны: обучение отдельным способам работы; выбор из них наиболее экономных и целесообразных; совместное с детьми продумывание последовательности операций; контроль за выполнением задания.

Жизнь детей в семье должна быть наполнена не только интересными, но и обязательными делами, требующими умения добиваться цели, преодолевать трудности, уступать, ждать.

От интересного к обязательному — таков путь развития у детей умения управлять собой. «Не хочу, но сделаю, чтобы достичь желаемого»—вот мотив, который заставляет детей проявлять настойчивость, усидчивость. По мере роста детей этот мотив качественно совершенствуется: «Это не интересно, но нужно», «Это трудно, но выполнимо, если очень постараться». Преодоление трудностей приносит детям чувство удовлетворения, радости, вместе с которыми приходит и любовь к труду.

Важно, чтобы ребенок чувствовал ответственность за собственную чистоту и опрятность. Аккуратный внешний вид школьника, порядок в его учебных принадлежностях улучшают его общее самочувствие, что отражается на успеваемости. Хорошо учиться нередко мешает неряшливость. Аккуратность же во многом зависит от степени самостоятельности детей.

Школьники, которые с дошкольного возраста не приучены к самостоятельности, при необходимости что-то сделать без помощи взрослых теряются даже в том случае, когда помощь им фактически не нужна: у них возникает чувство неуверенности, беспомощности.

Одной из основных причин детской несамостоятельности является чрезмерная опека детей родителями, постоянное напоминание, а нередко и выполнение за них того, что дети сами обязаны и могут сделать. К самостоятельности детей приучают с раннего возраста, но приемы работы с ними различны и зависят от возраста дошкольников.

Если с малышами можно использовать игровую форму, поощрение, то от старших дошкольников требуется не только самостоятельность, но и качество выполнения. Легче добиваются успеха те родители, которые объясняют своим сыновьям и дочерям, что их самостоятельность облегчает труд взрослых — дает возможность родителям выполнить другие неотложные дела.

При этом дети радуются тому, что научились что-то делать сами, что помогли своим близким.

Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.

Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили свое время в праздности, которая порождает лень.

К сожалению, организация детского досуга часто ограничивается лишь указаниями взрослых: «Что ты без дела слоняешься? Занялся бы чем-нибудь», «Сколько игрушек у тебя, а ты не знаешь, чем заняться. Иди поиграй с ними».

При этом взрослые искренне хотят, чтобы дети были чем-нибудь заняты. Но будет ли такая занятость детей благоприятно влиять на них?

Забавляющая и не требующая усилий, стараний деятельность приносит мало пользы. «Хочу — не хочу», «Надоело заниматься — брошу, буду играть», «Не получается — ну и пусть» — таковы мотивы деятельности детей. Родители часто не придают этому значения: чем занят — неважно, лишь бы не шалил и не мешал.

В результате у детей не сформировано серьезное, ответственное отношение к учебным обязанностям. Они не в состоянии преодолеть свое «не хочу» там, где приходится приложить старание. Такие дети, как правило, учатся нехотя.

Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но родители могут облегчить их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно-волевых качеств.

Что такое готовность к школе?

Составными компонентами психологической готовности к школе являются: личностная, волевая и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность ребёнка к школе выражается его отношением к учебной деятельности, к учителю, к самому себе.

Родителям полезно знать, чем привлекает их ребёнка школа: «У меня будет новый рюкзак и красивый пенал», «В школе учится Катя, а она моя подруга». Желание сменить обстановку, внешние атрибуты школьной жизни старшему дошкольнику действительно кажутся заманчивыми. Важно, чтобы школа влекла ребёнка и своей главной деятельностью – учёбой. Бывают случаи, когда ребёнок не хочет идти в школу. Причиной подобного поведения, как правило, является результат ошибок воспитания детей, а именно запугивание детей школой.

Поэтому намного разумнее сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, к книге. С этой целью используется совместное семейное чтение художественной литературы, организуется для ребёнка книжный уголок в семье, взрослые устраивают совместный просмотр телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением. Родители рассказывают о своих любимых учителях, показывают детям свои школьные фотографии, грамоты; знакомят детей с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчёркивается значение учения; создают условия для игры в школу и непосредственно участвуют в ней, например, в роли учителя.

Волевая готовность ребёнка к школе.  В школе ребёнка ждёт напряжённый труд, ему необходимо умение делать не  только то, что хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Для этого необходимо выработать волевые качества, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, память, мышлением. Формирование волевых качеств в дошкольном детстве происходит через игровую деятельность. Учитывая роль игры в формировании личности ребёнка, родители, например, во время уборки квартиры обыгрывают ситуацию и превращают пол в палубу корабля. В другие дни квартира может стать местом тренировки для полёта в космос, где взрослые выступают в роли тренера. В игре легче осуществить переход с одного вида деятельности на другой.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Чтобы ребёнок не утратил любознательности, взрослые должны всегда отвечать на вопросы, какими бы сложными они не казались. Если своим сниманием взрослый поддерживает интерес к познанию, то он будет развиваться и дальше. Родителям нужно включать ребёнка в осмысленную деятельность, в процесс которой он мог бы находить всё новые и новый свойства предметов, научился бы замечать их сходства и различия.

 

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу.

 

1.Своё имя, фамилию и отчество.
2. Свой возраст (желательно и дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Название своего града и его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой ребёнок живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей и их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать народные сказки.
13. Знать великих поэтов и писателей.
14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право – лево, верх - низ).
16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
17. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
18. Различат гласные и согласные звуки.
19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов по количеству гласных звуков.
20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.
21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контору предмет).
22. Владеть карандашом: рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различать предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
24. Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (30-35 минут).
25. Сохранять хорошую осанку, особенно в положении сидя.

 

Консультация для родителей

старшего дошкольного возраста на тему:

"Подготовка детей к школе"

 

Для успешного учения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные их возрасту трудовые обязанности, несли за их выполнение ответственность. Старшие дошкольники могут накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, стирать мелкие вещи, присмотреть за младшим братишкой или сестренкой, кормить рыб, птиц, котенка, щенка, поливать цветы и т. д. Эти поручения должны быть постоянными. Родители не должны делать за детей то, что те забыли или не захотели выполнить.

Практика показывает, что если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они научились управлять своим поведением в учебной деятельности: могли без особого труда переключиться с интересной игры на не всегда увлекательные уроки, без напоминаний выполняли указания учителя.

Как относиться к затруднениям, с которыми дети сталкиваются при выполнении различных поручений, заданий?

У некоторых детей такое столкновение влечет за собой потерю интереса к тому делу, которым они занимались. При этом настоятельные требования взрослых довести работу до конца могут вызвать отрицательное отношение к любым заданиям или натолкнут детей на попытку делать все кое-как. И то и другое может пагубно сказаться на привычках детей.

Конечно, взрослому легче выполнить за ребенка какую-то часть работы, чем заставить его самого достичь конечного результата. В этом случае также допускается серьезная ошибка. С одной стороны, детям подается пример безответственного отношения к порученному делу, выполнение которого они могут прекратить в любой момент, с другой — в них укрепляется неуверенность в своих силах. Кроме того, дети привыкают, что родители сделают трудную работу за них.

Формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности — важная задача, стоящая перед родителями. Для этого необходимы соответствующие условия. Ребенка ничто не должно отвлекать. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий взрослые смотрят телевизор, слушают радио или громко разговаривают.

Многое зависит от настроя детей на предстоящее дело и от того, как они подготовили свое рабочее место.

Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он вынужден будет поминутно отвлекаться: карандаш плохо заточен, ластика нет, лист бумаги не устраивает. В результате ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершенным.

Отношение взрослых к делам детей также имеет значение. Если дошкольники видят серьезное, внимательное, тактичное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение родителей к процессу и результатам их деятельности, то они сами с ответственностью относятся к ней.

Методы работы с детьми, стимулирующие детскую деятельность, разнообразны: обучение отдельным способам работы; выбор из них наиболее экономных и целесообразных; совместное с детьми продумывание последовательности операций; контроль за выполнением задания.

Жизнь детей в семье должна быть наполнена не только интересными, но и обязательными делами, требующими умения добиваться цели, преодолевать трудности, уступать, ждать.

От интересного к обязательному — таков путь развития у детей умения управлять собой. «Не хочу, но сделаю, чтобы достичь желаемого»—вот мотив, который заставляет детей проявлять настойчивость, усидчивость. По мере роста детей этот мотив качественно совершенствуется: «Это не интересно, но нужно», «Это трудно, но выполнимо, если очень постараться». Преодоление трудностей приносит детям чувство удовлетворения, радости, вместе с которыми приходит и любовь к труду.

Важно, чтобы ребенок чувствовал ответственность за собственную чистоту и опрятность. Аккуратный внешний вид школьника, порядок в его учебных принадлежностях улучшают его общее самочувствие, что отражается на успеваемости. Хорошо учиться нередко мешает неряшливость. Аккуратность же во многом зависит от степени самостоятельности детей.

Школьники, которые с дошкольного возраста не приучены к самостоятельности, при необходимости что-то сделать без помощи взрослых теряются даже в том случае, когда помощь им фактически не нужна: у них возникает чувство неуверенности, беспомощности.

Одной из основных причин детской несамостоятельности является чрезмерная опека детей родителями, постоянное напоминание, а нередко и выполнение за них того, что дети сами обязаны и могут сделать. К самостоятельности детей приучают с раннего возраста, но приемы работы с ними различны и зависят от возраста дошкольников.

Если с малышами можно использовать игровую форму, поощрение, то от старших дошкольников требуется не только самостоятельность, но и качество выполнения. Легче добиваются успеха те родители, которые объясняют своим сыновьям и дочерям, что их самостоятельность облегчает труд взрослых — дает возможность родителям выполнить другие неотложные дела.

При этом дети радуются тому, что научились что-то делать сами, что помогли своим близким.

Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.

Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили свое время в праздности, которая порождает лень.

К сожалению, организация детского досуга часто ограничивается лишь указаниями взрослых: «Что ты без дела слоняешься? Занялся бы чем-нибудь», «Сколько игрушек у тебя, а ты не знаешь, чем заняться. Иди поиграй с ними».

При этом взрослые искренне хотят, чтобы дети были чем-нибудь заняты. Но будет ли такая занятость детей благоприятно влиять на них?

Забавляющая и не требующая усилий, стараний деятельность приносит мало пользы. «Хочу — не хочу», «Надоело заниматься — брошу, буду играть», «Не получается — ну и пусть» — таковы мотивы деятельности детей. Родители часто не придают этому значения: чем занят — неважно, лишь бы не шалил и не мешал.

В результате у детей не сформировано серьезное, ответственное отношение к учебным обязанностям. Они не в состоянии преодолеть свое «не хочу» там, где приходится приложить старание. Такие дети, как правило, учатся нехотя.

Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но родители могут облегчить их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно-волевых качеств.

 
свернуть

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Уважаемые родители!

Если Вы привели ребенка после начала какого-либо режимного момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва.

Педагоги готовы беседовать с Вами о Вашем ребенке утром до 08.15 и вечером после 17.00. в другое время педагог обязан работать с группой детей и отвлекать его нельзя.

К педагогу группы независимо от его возраста необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству.

Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствие детей.

Если Вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к  директору ГУО.

Помните, что в учреждении образования Вы можете обратиться за консультацией и индивидуальной помощью по всем интересующим Вас вопросам относительно воспитания ребенка.

Просим Вас проследить, чтобы в карманах ребенка не было острых, режущих и колющих предметов.

Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку и другой еды.

В группе детям не разрешается бить и обижать друг друга, брать без разрешения личные вещи, в том числе и принесенные из дома игрушки других детей, портить и ломать результаты труда других детей. Детям не разрешается «давать сдачи», так же, как и нападать друг на друга. Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка.

За игрушками, принесенными из дома, ребенок должен следить сам, воспитатель за эти игрушки не несет ответственности.

ПРОСИМ Вас в семье поддерживать эти требования!

 

Обязанности родителей:

 

  • Приводить ребёнка аккуратно одетыми чистым. Одевать детей по сезону и в соответствии с погодой! Родители, помните! Чрезмерное укутывание или недостаточно тёплая одежда могут привести к заболеванию ребёнка!

  • Лично передавать ребенка воспитателю и забирать! Родители, помните! Воспитателям категорически запрещается отдавать детей лицам в нетрезвом состоянии, детям младше 16 лет, отпускать детей по просьбе родителей, отдавать детей незнакомым лицам без письменного заявления родителей!

  • Решать все спорные вопросы в спокойной и деловой обстановке с указанием причин спора и привлечением администрации. Родители, помните! Конфликтные ситуации должны разрешаться без детей.

  • Оказывать посильную помощь в благоустройстве детского сада.

  • Не приводить больного ребёнка в детский сад и своевременно сообщать о причинах непосещения ребёнком воспитателю по телефону.

  • После болезни или длительного отсутствия ребенка в ДУ предъявлять медицинскую справку с разрешением на посещение детского сада. Родители, помните! Вы обязаны привести здорового ребёнка! Недолеченный ребёнок не только заболеет сам, но и заразит здоровых детей

  • Вносить плату за содержание ребёнка в детский сад до 25  числа каждого месяца.

Требования к внешнему виду и одежде детей:

Что свидетельствует об ухоженности ребенка:

·        опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;

·        умытое лицо;

·        чистые нос, руки, подстриженные ногти;

·        подстриженные и тщательно расчесанные волосы;

·        отсутствие налета на зубах;

·        чистое нижнее белье;

·        чистые ноги;

·        наличие достаточного количества носовых платков,

·        при необходимости – сменных комплектов одежды..

     Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверять содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов.

   Категорически запрещается приносить в группу острые, режущие, стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки, любую еду.

 

 

 

 

 

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ

Уважаемые родители! С января 2006 года вступил в силу Декрет президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».  

Задачи которого:    

·        Защита прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях;

·        Повышение ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей.

В рамках реализации Декрета № 18 коллектив нашего учреждения образования также проводит работу по раннему выявлению социального неблагополучия в семьях воспитанников. Одним из обязательных условий является ежегодное посещение детей на дому воспитателем группы.

Вы можете сообщить информацию:

·        о  фактах нарушения родителями прав детей;

·        о фактах проживания детей в помещениях с антисанитарными условиями, с отключенными электричеством, отоплением, водоснабжением;

·        о фактах злоупотребления родителями спиртными напитками, наркотическими и психотропными средствами;

·        о фактах насилия и жесткого обращения с детьми;

·        о фактах вовлечения детей в деструктивные секты;

·        о фактах применения к ребенку антипедагогических мер воздействия;

·        о фактах изгнания ребенка из дома и др.

по телефону 801715 62835.

              Помните!!!

…Забота о детях – дело всех и каждого…

 

 

Рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду

Уважаемые родители, Вам хочется, чтобы ваш ребенок адаптировался к дошкольной группе быстрее и легче чем он должен адаптироваться по прогнозу. Для этого необходимо знать, как подготовить ребенка к поступлению в дошкольную группу, как надо вести родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад.

КАК НАДО родителям готовить ребёнка к поступлению в дошкольную группу:

·        Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с дошкольной группой.

·        Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.

·        Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров.

·        Заранее узнать все новые моменты в режиме дня детского сада и ввести их в режим дня ребенка дома.

·        Повысить роль закаливающих мероприятий.

·        Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

·        Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.

·        Раскрыть ребенку «секреты» возможных навыков общения с детьми или взрослыми людьми

·        Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

·        Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.

·        Готовить вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.

·        Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

·        Планировать свой отпуск, чтобы в первый месяц посещения ребенка нового организованного коллектива у Вас была бы возможность оставлять его там, на целый день.

·        Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде дорог и любим.

·        Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он вырос до сада и стал таким большим.

КАК НАДО родителям вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад:

·        Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

·        Создать спокойный бесконфликтный климат для него в семье.

·        Щадить его ослабленную нервную систему. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.

·        На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

·        Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

·        Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

·        Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как в детском саду.

·        Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.

·        При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.

·        При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома и выполнить все предписания врача.

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад:

·        В присутствии ребенка плохо говорить о детском садике.

·        «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.

·        Мешать его контактам с детьми в группе.

·        Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему. Водить ребенка в многолюдные и шумные места.

·        Все время кутать, одевать не по сезону.

·        Конфликтовать с ним дома.

·        Наказывать за капризы.

·        В выходные дни резко изменять режим дня ребенка.

·        Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.

·        Не выполнять все предписания врача.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

·        хороший аппетит

·        спокойный сон

·        охотное общение с другими детьми

·        адекватная реакция на любое предложение воспитателя

·        нормальное эмоциональное состояние.

 

Капризы и упрямство, и как с ними бороться.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

  1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
  2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
  3. Своеволием
  4. Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
  3. упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
  4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
  5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
  8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

 1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

  1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  4. после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  7. когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

  1. наказание не должно вредить здоровью.
  2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
  3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
  4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  5. надо наказывать и вскоре прощать.
  6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  7. ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

свернуть