РУС БЕЛ ENG

Классному руководителю

ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Классный руководитель ежедневно:

 - Определяет отсутствующих на занятиях, опоздавших, выясняет причину их отсутствия и опоздания

-  Организует и контролирует дежурство обучающихся в классной комнате

- Организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае возникновения девиации 

Классный руководитель еженедельно:

- Проверяет ведение дневников обучающихся с выставлением оценок

- Проводит классный час

- Организует работу с родителями по ситуации

- Проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе, по ситуации

- Анализирует состояние успеваемости в классе

Классный руководитель ежемесячно:

- Посещает уроки в своём классе

- Проводит консультации у психолога и отдельных учителей

- Решает хозяйственные вопросы в классе

- Организует заседания родительского комитета класса

- Организует работу классного актива, проводит не менее двух воспитательных мероприятий, одно из которых может быть общешкольным

Классный руководитель ежегодно:

- Оформляет личные дела обучающихся

- Анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся в течение года

- Составляет план воспитательной работы в классе

- Собирает и составляет в администрацию учреждения образования статистическую отчётность на обучающихся  класса

Классный час проводится в произвольной форме.

Количество воспитательных мероприятий в классе не должно быть не менеее двух в месяц.

Классное собрание родителей не реже одного раза в четверть.

свернуть

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

1. Снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. Дать родителям почувствовать ваше внимание к ним.

3. Убедить родителей в том, что у учреждения образования и семьи одни проблемы, одни задачи. одни дети.

4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.

5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут расчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей учреждения образования.

6. Разговаривать с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех обучающихся ушли с собрания с верой в своего ребёнка.

свернуть

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

 

1. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их

2. Помните, что психологическая атмосфера в детском коллективе, прежде всего, зависит от отношения к человеку, как высшей ценности

3. Умейте слушать детей

4. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью

5. Обращайте внимание в общении на особенности девочек (они более эмоциональны, ранимы)

6. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам

7. При общении с детьми педагог не должен забывать об эмпатии (сочувствие,сопереживание ребёнку) и педагогической рефлексии (объективной оценки себя, самоконтроль).

8. При работе с "трудными" подростками следует так организовать деятельность, при которой "трудному" ребёнку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить "ситуацию успеха"

9. Помните, что преподаватель должен быть творческой личностью, "исследователем", а не простым "урокодателем", обезличенным носителем информации

10. Чаще улыбайтесь детям. Школа. лишённая оптимизма, деградирует и умирает. Преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не может научить их даже таблице умножения. Помните, что основой нравственности  всегда была вера в Бога и труд

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНСУЛЬТАЦИЙ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Консультация проводится по запросам родителей, ребёнка и классного руководителя

2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребёнка, родителей, педагогов

3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать своё мнение и своё отношение к проблеме

4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме

5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз

6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и положительное, что есть в ребёнке и только потом говорить о проблемах

7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах ти недостатках в сравнении с сегодняшним днём

8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя

9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону

10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей

свернуть

ПРИНЦИПЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ И ОШИБОК ВОСПИТАНИЯ

1. Стремитесь к оптимальному общению с подростком

2. Вырабатывайте в себе потребность систематически общаться с детьми в различных сферах деятельности

3. Учитесь овладевать определёнными коммуникативными умениями и навыками

4. Старайтесь быть наблюдательными, всесторонне изучайте своего воспитанника в повседневной жизни и деятельности

5. Вырабатывайте в себе способность проникать в мир чувств и переживаний подростка

6. Старайтесь вырабатывать в себе бодрость духа, оптимизма, расположенность к общению с обучающимися

7. Стремитесь вызвать в себе эмоциональный настрой на общение с подростком в конкретной ситуации

8. Старайтесь наладить контакты с подростком в различных ситуациях

9. Старайтесь создать в общении с обучающимися творческую атмосферу, заставляющую его думать, анализировать, находить ответы на возникающие вопросы

10. Вырабатывайте в себе способность увлечь подростка интересным для него днлом

11. Стремитесь вызвать у подростка потребность анализировать свои поступки, желание стать лучше, заниматься самообразованием и самовоспитанием

12. Старайтесь уважительно, тактично, внимательно относиться к подростку, щадите его самолюбие

13. Неустанно ободряйте хорошие проявления характера, психологически поддерживайте добрые поступки, труд души подростка

14. Верьте в лучшее в подростке, стремитесь развивать в нём эти качества

15. Старайтесь вырабатывать в подростке бодрость духа, положительный эмоциональный настрой, ощущения счастья бытия

16. Помните: главный метод воспитания - пример взрослого. Не уставайте совершенствоваться как личность, являть собой высокий нравственный образец для воспитуемого

17. Вырабатывайте умение владеть собой, преодолевать раздражение, вспыльчивость, нетерпимость

18. Не уставайте любить своего воспитанника, помогите ему стать счастливым

свернуть

КАЛЕНДАРЬ ПРАЗДНИКОВ

СЕНТЯБРЬ

1 сентября - День знаний

8 сентября - Международный день грамотности

9 сентября - Международный день красоты

12 сентября - День программиста

16 сентября - Международный день охраны озонового слоя

21 сентября - Международный день мира

26 сентября - Европейский день языков

27 сентября Всемирный день туризма

28 сентября Международный день глухонемых

29 сентября - Всемирный день моря

30 сентября - Международный день переводчика

ОКТЯБРЬ

1 октября - Международный день пожилый людей

1 октября - Международный день музыки

4 октября - Всемирный день космоса

4 октября - Всемирный день животных

5 октября - Всемирный день учителя

6 октября - Всемирный день охраны мест обитаний

6 октября - Международный день врача

6 октября - Всемирный день архитектора

9 октября - Всемирный день почты

10 октября - Всемирный день психического здоровья

16 октября - Всемирный день продовольствия

24 октября - Международный день Организации Объединённых Наций

24 октября - Всемирный день информации о развитии

28 октября - Международный день анимации

31 октября - Международный день Чёрного моря

НОЯБРЬ

6 ноября - Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооружённых конфликтов

8 ноября - Международный день КВН

10 ноября - Всемирный день молодёжи

11 ноября Международный день энергосбережения

13 ноября - Международный день слепых

13 ноября - Всемирный день качества

15 ноября - Всемирный день географических информационных систем

17 ноября - Международный день студента

20 ноября Всемирный день ребёнка

20 ноября - Международный день отказа от курения

21 ноября - Всемирный день приветствий

21 ноября - Всемирный день телевидения

25 ноября - Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин

26 ноября - Всемирный день информации

ДЕКАБРЬ

1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом

3 декабря - Международный день инвалидов

5 декабря - Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития

9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией

10 декабря - День прав человека

10 декабря - Всемирный день футбола

11 декабря - Международный день гор

14 декабря - Всемирный день детского телевидения и радиовещания

19 декабря - Международный день помощи бедным

20 декабря - Международный день солидарности людей

28 декабря - Международный день кино

ЯНВАРЬ

1 января - Новый год

11 января - Всемирный день "спасибо"

26 января Международный день таможенника

27 января - День памяти жертв Холохоста

ФЕВРАЛЬ

14 февраля - День святого Валентина (День всех влюблённых)

15 февраля - День компьютерщика

17 февраля - День спонтанного проявления доброты

19 февраля - Всемирный день китов

21 февраля Международный день родного языка

МАРТ

1 марта - Всемирный день кошек

1 марта Всемирный день гражданской обороны

3 марта - Всемирный день писателя

8 марта Международный женский день

9 марта - Международный день ди-джея

14 марта - Международный день числа "Пи"

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей

16 марта Международный день планетариев

20 марта - Всемирный день астрологии

20 марта Всемирный день Земли

20 марта - Всемирный день водных ресурсов

23 марта - Всемирный день метеорологии

24 марта - Всемирный день борьбы с туберкулёзом

27 марта Международный день театра

АПРЕЛЬ

1 апреля - День смеха

1 апреля - Международный день птиц

2 апреля - Международный день детской книги

7 апреля - Всемирный день здоровья

12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики

18 апреля - Международный день памятников и исторических мест

22 апреля - Международный день Земли

23 апреля - Всемирный день книг и авторского права

24 апреля - Международный день солидарности молодёжи

26 апреля - Международный день интеллектуальной собственности

26 апреля - Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф

28 апреля - Всемирный день охраны труда

29 апреля Международный день танца

МАЙ

1 мая Праздник труда

3 мая - Всемирный день свободы печати

3 мая - День Солнца

5 мая - Международный день борьбы за права инвалидов

8 мая - Международный день Красного Креста и Красного Полумесяца

9 мая - День Победы

10 мая - Международный день астрономии

12 мая - Всемирный день медицинских сестёр

15 мая - Международный день семьи

17 мая - Всемирный день информационного сообщества

18 мая - Международный день музеев

21 мая - Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития

22 мая - Международный день биологического разнообразия

24 мая - Европейский День Парков

29 мая - Международный день миротворцев ООН

31 мая - Всемирный день без табака

ИЮНЬ

1 июня - Международный день защиты детей

4 июня Международный день невинных детей-жертв агрессии

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды

8 июня Всемирный день океанов

9 июня - Всемирный день друзей

14 июня - Всемирный день донора крови

17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой

20 июня - Всемирный день беженцев

23 июня - Международный Олимпийский день

26 июня - Международный день борьбы против злоупотребления наркотиков

27 июня Всемирный день рыболовства

свернуть

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ

1. Планирование работы классного руководителя с учётом возрастных особенностей обучающихся и поиск эффективных форм для профилактики трудновоспитуемости.

2. Систематический анализ воспитательной работы с обучающимися по результатам их успеваемости, поведения, общественной активности и морального облика (анкетирование, беседы и т.д.).

3. Регулярный контроль посещаемости обучающихся занятий и меры, принимаемые для устранения пропусков без уважительных причин (ведение дневника педнаблюдений, просмотр школьного журнала "Журнал посещаемости", беседа с учителями, информация родителей и т.п.).

4. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми:

а) наличие плана индивидуальной работы

б) посещение трудновоспитуемого на дому

в) работа с трудновоспитуемым в учреждении образования

г) вовлечение трудновоспитуемого в секции, кружки, факультативы

д) наличие документации по работе с трудновоспитуемыми и неблагополучными семьями (анкеты, характеристика, акт жилищно-бытового обследования, план индивидуальной работы с подростком)

е) посещение обучающихся на дому

5.Встречи с родителями на дому, в школе, на заседаниях общественных организаций и результат этих встреч.

6. Проведение родительских собраний по правовой тематике с приглашением для выступления  представителей правоохранительных органов.

7. Работа над внешним видом обучающихся (контроль, реагирование).

8. Закрепить общественных воспитателей за трудновоспитуемыми.

9. Контролировать состояние учебников, тетрадей, дневников обучающихся.

свернуть

ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГИКИ СОТРКУДНИЧЕСТВА

1. Любите подростка

2. Систематически изучайте подростка

3. Верьте в него

4. Старайтесь понять подростка

5. Станьте другом подростку

6. Будьте чутки к духовному миру подростка

7. Уважайте человеческие достоинства подростка

8. Оценивайте поступок, а не личность

9. Умейте слушать и слышать подростка

10. Будьте строгими и добрыми

свернуть

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

 

Рекомендации для родителей

По предупреждению суицидов

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов, других значимых людей на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.

Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение продолжительного времени и при этом ребенок или подросток ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Подросток может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Не стоит задавать вопрос о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Можно попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все безнадежно и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем, если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Кроме того, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности.

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков

Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:

  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
  • выраженное чувство долга, обязательность;
  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
  • учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
  • убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
  • наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
  • наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
  • психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
  • наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
  • проявление интереса к жизни;
  • привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
  • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
  • планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
  • негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

ПАМЯТКА-СОВЕТ Для родителей и учителей

Правила этики общения с ребенком в семье

  • Не подозревать дурного;
  • Не высмеивать;
  • Не выслеживать;
  • Не выспрашивать;
  • Не подшучивать;
  • Не принуждать к ответственности;
  • Не контролировать интимный опыт общения;
  • Создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме;
  • Создавать навыки общения в доме по принципу открытости;
  • Давать право на собственный опыт.

Как способствовать развитию самоуважения и   чувства собственного достоинства у детей

В ШКОЛЕ:

  • Предоставлять реальную возможность в достижении успеха;
  • Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания;
  • Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;
  • Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть некогда критичным, циничным по отношению к нему;
  • Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания;
  • Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.

В СЕМЬЕ:

  • Проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем;
  • Создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье;
  • Проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;
  • Предпочитать требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчужденности;
  • Снимать авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье не допустим!
  • Избегать ортодоксальных суждений;
  • Уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.

К чему приводят обиды?

Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:

  • К стремлению «уйти в себя»;
  • К изолированности;
  • К отчуждению во взаимоотношениях;
  • К стремлению «выяснить отношения», что может перейти в конфликт;
  • К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;
  • К еще большему перевесу эмоционального над рациональным;
  • К повышению нервно-психической напряженности;
  • К снижению активности;
  • К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие;
  • К ограничению возможностей правильно оценить поступающую информацию.

Когда ребенку обидно:

  • Обидно, когда все беды валят на тебя;
  • Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными;
  • Обидно, когда тебе не доверяют;
  • Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;
  • Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие;
  • Обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу, в занятие от которого не отвяжешься;
  • Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;
  • Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами;
  • Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться;
  • Обидно и многое другое, о чем мы не вспомнили.

Дети учатся жить у жизни

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

Если ребенок в терпимости, он учится принимать других;

Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя;

Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным;

Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым;

Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей;

Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
свернуть